Фотография и неореализм в Италии, 1945-1965 #f64_photography Неореализм — итальянский художественный стиль, который первоначально возник в литературе и кинематографе, а затем его влияние проявилось в искусстве фотографии. Этот процесс занял всего несколько лет. 31 октября 1939 года в журнале Corrente («Поток») появилась рецензия на книгу Уолкера Эванса American Photographs («Американские фотографии»). В ней говорилось: «творчество Эванса представляет нам образ Америки, не зараженной влиянием декадентской Европы, Америки безвинной и естественной» (Джулия Веронези). Работа Эванса практически не повлияла на творчество итальянских фотографов тех лет, за исключением Альберто Латтуада, а вот писатель Элио Витторини для литературной антологии Americana выбрал большое число фотографий из книги Эванса. В свою очередь, эта антология стала значимым событием для Италии, на ее страницах появился новый взгляд на литературу, представляющую пейзаж скромным, повседневным и, вместе с тем, драматичным фоном для отражения сути окружающего мира. Тексты антологии сопровождались фотографиями из собрания Библиотеки Конгресса, из журналов Look и Life, сделанными Мэтью Брэди и другими фотографами эпохи «покорения Запада», а также Уолкером Эвансом, Эдвардом Уэстоном, Маргарет Бурк-Уайт, Льюисом Хайном. Альберто Латтуада (Милан, 1914 — Рим, 2005) был одним из предшественников неореализма; в 1941 году он опубликовал в издательстве Corrente каталог Occhio quadrato («Квадратный взгляд»). Сюжетами его работ стали виды пустых улиц, пошло оформленные витрины, разрушающиеся здания, бараки из жести, сцены на рынке, бедные интерьеры домов. Появление неореалистического кинематографа обычно связывают с фильмом Лукино Висконти «Одержимость» (Ossessione, 1942). В нескольких километрах от съемочной площадки Висконти, Микеланджело Антониони снимал фильм «Люди реки По» (Gente del Po). Позже, в 1945 году, зрители увидели фильм Роберто Росселини «Рим — открытый город» (Roma città aperta), впоследствии считавшийся чем-то вроде визуального манифеста неореализма. В 1946 году картина Росселини была представлена на фестивале в Каннах, именно тогда итальянский кинематограф обрел невероятный успех. Возникло определение «школа неореализма». Тенденцию неореализма подхватили и фотографы. В 1946 году Луиджи Кроченци опубликовал свои первые фоторассказы «Италия без времени и «Взгляд на Милан». Кроченци — родоначальник течения в итальянской фотографии, тесно связанного с неореалистическим кинематографом. Для его творчества характерна форма очерка, созданного с помощью фотографических изображений — «неподвижный фильм на печатной странице». В дальнейшем идея фотоочерка получила свое развитие в журналах Sogno («Мечта») и Bolero. В 1951 году в журнале Pattuglia («Патруль») Кроченци опубликовал фотоочерк «В переулках моего района» (Nei vicoli del mio quartiere), созданный вместе с поэтом Нанни Сельва: «Приходите в переулки моего района. В этих темных артериях, наполненных болью, каждый день накапливается нищета. Что вы хотите о нас знать? Мы пожимаем друг другу руки, одетые в лохмотья, похожие на флаги, и говорим друг другу все без страха. Когда кто-нибудь родится, он становится сыном квартала; когда кто-нибудь уходит, мы сдерживаем стук сердца и звук голоса». 1 декабря 1955 года образовывается Фриульская группа новой фотографии (GFNF). В нее входили наиболее значительные итальянские фотографы второй половины XX века: братья Джанни и Джулиано Боргезана, Итало Дзанниера, Альдо Бельтраме, Карло Бевилакуа, Тони Дел Тина, Фульвио Ройтера. Впоследствии к ним присоединились Джузеппе Бруно, Нино Мильори, Лучиано Ферри и Джанни Беренго Гардин. Члены группы намерены были отражать современную историю в фотографии, которая поэтически документирует окружающий мир. В 1961 году Луиджи Кроченци курировал выставку Марио Джакомелли «Мужчина, женщина, любовь». Джакомелли полностью изменил позицию неореализма, вводя в изобразительный ряд новую сновидческую поэзию (подобно тому, что начинал делать Федерико Феллини в кино) и создавая фотографические рассказы, не содержащие лишних деталей. (Текст: Росфото, Центр фотографии им. братьев Люмьер)

Теги других блогов: фотография Италия неореализм